top of page
Поиск
  • ekrasnikova843

Инклюзивное образование в России или «всё выключено»?

Обновлено: 16 янв. 2021 г.


Сегодня мне хотелось бы поднять действительно актуальный, но в то же время достаточно щепетильный вопрос, который касается всех ступеней образования.


Примерно до 1965 года действовала преимущественно «медицинская модель». В процессе образования дети с нарушениями здоровья помещались в специальные школы и школы-интернаты. В ответ такую изоляцию детей, в странах, ориентированных на демократические основы общества, стали раздаваться голоса с призывом реформировать всю систему, сделать ее более гуманной. Начинаются поиски путей совместного обучения. С этим периодом связан процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. И если успех в этом направлении Японии и Европейских стран основывается на Экономических, технологических и информационных возможностях, Успех США и Канады основывается на воспитании в духе культурных норм, принятых в том обществе. То в СССР идея интегрированного обучения не находит поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования.

На слайде представлены даты принятия основных законов и положений, на которых в наше время основывается инклюзивное образование.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым заявив о готовности исполнять ее на всех уровнях.


Это ведет к необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды, которая позволяет всем получать знания. Такая среда должна быть инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и безопасной. Создание такой дружественной для обучения детей среды является важной частью стремлений разных стран мира увеличить доступ и улучшить качество работы школ. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с овз в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

И бесспорно такое образование имеет ряд преимуществ, как для детей с ОВЗ, так и для педагогов и детей нейротипичных.

Особым детям оно позволяет расширить круг общения с людьми, что повышает уровень их социализации и коммуникативных навыков. Улучшаются академические достижения. Разнообразие и сверстники хорошо влияют на всестороннее развитие их личности. Они не боятся своей проблемы и имеют здоровую самооценку.

Помощь сверстникам с ограниченными возможностями способствует воспитанию у нейротипичных детей внимательности, отзывчивости, готовности прийти на помощь. Обычные дети учатся уважать и ценить своих одноклассников, видеть то, что находится за внешними проявлениями особенности и инвалидности. Когда общество сталкивается и контактирует с инвалидами, люди получают навык милосердия и толерантности.

Школа, где учатся особые дети, создает специальные условия, которыми полезны и ученикам без нарушений развития. В условиях инклюзии все ученики могут пользоваться всеми доступными образовательными ресурсами. У учителей (педагогов-психологов, учителей-логопедов) появляются новые перспективы повышения профессиональной компетентности. Освоение различных приемов, техник и технологий, необходимых для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью, способствует более эффективной работе педагога с классом в целом.

Вроде бы все звучит очень гуманистично, позитивно, в духе современенного развитого общества. Но давайте попробуем снять розовые очки и взглянуть на то, как оно есть на самом деле. Мы все понимаем, что развитие инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс .

Но посмотрите, пожалуйста, на следующую цитату Д.А.Медведва из его выступления в 2010 году.

Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на год, когда была произнесена эта фраза.

10 лет –это достаточной долгосрочный период. И уже можно подвести какие то микро итоги.

Школам выдвинули ряд условий, которые они должны выполнить. И всё было бы еще не так сложно, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. В принципе можно прописать необходимые программы, подготовить дидактический материал. Но это все внешние факторы. Есть что-то гораздо серьёзнее. А говорю я о сознании общества. Самое главное это готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Давайте будем откровенны, мы пришли работать в общеобразовательную обычную школу. Кого мы ожидаем там видеть? детей с выдающимися способностями-олимпиадников, хорошистов, отличников, троечников, натянутых троечников, хулиганов. Но никак не ожидаем там встретить ребенка с ОВЗ. Для учителя настоящим стрессом становится, когда в классе есть ученик со СДВГ, а как же быть если это ребёнок – с расстройством аутистического спектра, с нарушением слуха, ребенок-колясочник. Как же тяжело организовать учебный процесс! Легко написать на бумаге, но трудно воплотить эти слова в жизнь. Во первых, большая разница у детей в темпе усвоения нового материала. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать. Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. .Ребенок с нарушением требует к себе особого внимания учителя, что может сказаться на уровне образования других детей. И здесь мы сталкиваемся вот с чем: Мы реализуем право на образование детей-инвалидов, но нарушаем право на образование нейротипичных детей.

Зачастую внедрение ребенка с инвалидностью в обычный класс заканчивается психологической травмой для ребенка из-за неподготовленного учителя и злых детей. Вы скажете, что здесь нужна работа педагога по формированию у детей толерантности, но на это нужно время, а за это время ребёнок-инвалид может столкнуться с буллингом.

Не стоит забывать про недовольство родителей здоровых детей, которые часто выступают, простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами.

Педагог больше не может использовать личные методики образования, потому что ребенок с ОВЗ не сможет полноценно их освоить.

А родители детей с особыми образовательными потребностями будут замечать отличия в развитии своих детей и их ровесников, соответственно, будут страдать от этого.

Дети с особыми образовательными потребностями будут получать недостаточно реабилитационных и других специальных услуг;

Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что педагог принимает для себя позицию «закрыть глаза на происходящие и не обращать внимание на такого ученика», а руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

Пути решения:


Ничего нового здесь придумать не получится. Всё уже давно придумано за нас. Пути решения на слайде основываются на опыте других стран.
Самое главное и перовоочередное это: 1) устранение социальных барьеров: постепенно и целенаправленно изменяя культуру, политику и практику работы ОУ
2) обучение и подготовка педагогических работников
3) финансирование ОУ. В США действует Закон, который дает право на получение не только специального образования, но и получение дополнительных услуг (транспорт, логопедические занятий, помощь психолога, аудиологическое обследование )
4) тесная связь ОУ с медучреждениями. Отмечается, что особенность итальянского подхода заключается в тесном взаимодействии школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения, которые осуществляют диагностику и терапию. Среди этих специалистов врачи, психологи, социальные работники, медсестры, логопеды, функциональные и физические терапевты.
5) Взаимодействие со специальным образованием. Специальные школы в настоящее время являются центрами ресурсов по поддержке детей, включенных в классы общеобразовательных школ. Специальные школы для умственно отсталых детей интегрированы в общеобразовательную школу путем размещения классов в ее здании. Сложную проблему в Швеции представляет специальное обучение детей с ранним детским аутизмом. Эти дети обучаются в малых группах в обычной школе. На каждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент.

А общество тем временем делится на 2 лагеря: отдать ребенка в неподготовленную школу или отдать ребенка в специализированную. А что бы посоветовали родителям детей с ОВЗ?



9 просмотров1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page